Сталкер ReBorn - DOPPELGANGER 7.62 Time Gap. Двойники - Разлом времени. Прохождение Здесь Прохождение ReBorn 2.50 Артефакты смерти и ReBorn 2.52 Другой путь можно прочитать -ЗДЕСЬ
КУЗНИЦА
Оружие древнего Рима
Давайте друзья рассмотрим историю холодного оружия на примере нескольких народов.Все мы знаем, что в Древнем Риме была одна из самых сильных, и обученных армий мира на то время, которая в ходе войн активно использовала холодное оружие, которое впрочем большим разнообразием не отличалось. Рассмотрим некоторые виды оружия Римских легионов: в ходу у римских легионов было насколько типов мечей, и один из них небезызвестный гладиус . Гладиус представлял собой короткий рубящий меч с длиной клинка около 50 - 60 сантиметров, и был основным оружием римского солдата. Его происхождение достаточно туманно. т.к. археологами был найдено всего несколько экземпляров, причём идентифицируемые как гладиусы, мечи были обнаружены не в Италии, а в Германии. Особенностью гладиуса была выпуклая рукоять с углублениями для четырёх пальцев, что позволяло удобней и крепче держать меч. Навершие представляло собой простую луковицеобразную форму. В середине 1 века н.э. гладиус вытеснила спата . У неё, в отличие от гладиуса был более длинный клинок (60 - 80 сантиметров). но с более коротким остриём. Этот меч имеет кельтское происхождение, и возможно римскую армию познакомила с мечoм спата галльская конница, находившаяся на службе у Рима во времена Юлия Цезаря (100 - 44 г.г. до н.э.), и Августа (63 г. до н.э. - 14 г. н.э). Спата относилась к рубящему оружию. Так же в Римской Империи широко использовались два основных вида копий, одним из которых была гаста . Данный вид копья в свою очередь подразделялся на три типа: длинная пика, служащая для рукопашного боя, короткое копьё, предназначенное как для рукопашного боя, так и для метания в неприятеля, и имело крюк для стаскивания всадников с лошади. и стаскивания щитов, и короткое лёгкое копьё, предназначенное исключительно для метания. По преданию именно гастой римский легионер Лонгин пронзил тело распятого на кресте Иисуса из Назарета. Второй вид копья назывался пилум . Данное копьё было основным копьём Римской Империи, и являлось тяжёлым дротиком, длиной около двух метров. Его наконечник представлял собой железный стержень с проушиной, и треугольной боевой частью. Весил пилум около 3 - 4 килограммов. Эти копья пробивали щиты и доспех неприятеля на расстоянии около 15 метров.
МЕЧИ На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден в каменной гробнице Клады на территории России, в ходе раскопок Майкопской археологической культуры. Данный меч в настоящее время экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Этот бронзовый меч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. До этой находки самыми древними считались мечи найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в одном из древних дворцов нашёл клад с оружием: копья и несколько мечей (длина — 40 см). Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия. Затем мечи встречаются не позднее 1000 г. до н. э., бронзовые мечи, обнаруженные на территории как Скифии, так и Скандинавии, датируются I тыс. до н. э.), широкого распространения они не получили. Дело в том, что основным материалом для изготовления клинков была бронза, а она отличается приличной массой и высокой ценой. Меч получался либо излишне тяжелым, либо слишком коротким с плохими рубящими свойствами. Поэтому клинковое оружие древних цивилизаций первоначально было изогнутое с односторонней заточкой. К ним относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра, и позаимствованный греками у персов копис. Железные мечи начинают активно использоваться с VI века до н. э. Наибольшую известность получили следующие виды колюще-рубящих мечей:
ксифос
гладиус
акинак
хопеш
копис
Позже, рубящие мечи применять начали кельты и сарматы. Сарматы использовали мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Крестовина сарматского меча достаточно узкая (шире лезвия на 2-3 см), рукоять длинная (от 15 см), навершие в форме кольца. Спата кельтов применялась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовина отсутствовала, навершие массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела. В Европе меч в Средние века получил широкое распространение, имел множество модификаций и активно использовался до Нового Времени. Меч менялся на всех этапах Средневековья: Германцы использовали однолезвийные клинки с хорошими рубящими свойствами. Яркий пример —скрамасакс. На развалинах Римской Империи наибольшей популярностью пользуется спата. Бои ведутся на открытом пространстве. Оборонительная тактика применяется крайне редко. В результате, в Европе господствует рубящий меч с плоским или закругленным острием, узкой, но толстой крестовиной, короткой рукоятью и массивным навершием. Сужения клинка от рукояти к острию практически нет. Дол достаточно широкий и неглубокий. Масса меча не превышает 2 кг. Такой тип меча принято называть меровингским. Каролингский меч отличается от меровингского, главным образом, заостренным концом. Но и этот меч использовался как рубящее оружие, несмотря на заостренный конец. Скандинавский вариант древнегерманского меча отличается большей шириной и меньшей длиной, поскольку кавалерию древние скандинавы практически не использовали ввиду географического положения. Тактика ведения боевых действий становится все более разнообразной. Используются доспехи с высокой степенью защиты. Все это сильно влияет на эволюцию меча. Разнообразие мечей — колоссально. Помимо одноручных мечей (ручник) встречаются полутораручные (полуторник) и двуручные мечи (двуручник). Появляются колющие мечи и мечи с волнистым лезвием. Начинает активно использоваться сложная гарда, обеспечивающая максимальную защиту кисти, и гарда типа «корзина». Многообразие европейских мечей:
Исторические и национальные корни узорчатых мечей очень смутно просвечивают через тьму лет, тем более, что накопилось множество искажений и домыслов. Например, в популярной литературе как о факте пишут, что с булатными мечами столкнулся еще Александр Македонский при завоевании Индии (4-й век до Р.Х.), но древние историки писали лишь о том, что индийские мечи были из литой стали, а вот были ли они узорчатыми… Более-менее точно известно, что грамотно и осмысленно изготовленные клинки из разных сортов железа ковали еще приальпийские кельты. Разные части клинков они изготавливали из вязкого железа и твердой стали. Такие высокотехнологичные», но вряд ли уже узорчатые мечи древности (6-2 век до Р.Х.) нашли в Швейцарии. Однако кельты бывают разными и над тяжелыми мечами кельтов-галлов потешались еще римляне, потому что эти мечи гнулись уже после пары сильных ударов и их приходилось выпрямлять ногой. Именно римлян принято считать изобретателями в полном смысле узорчатых мечей, поскольку они оставили материальные доказательства производства клинков с преднамеренно получаемым узором. Так, совершенно неоспоримо то, что к 4-му веку узорчатые мечи уже были широко распространены в Римской империи. Об этом свидетельствует т.н. «нидамская находка». Археологи нашли у побережья Дании, в бухте близ Нидама, три затонувших римских корабля. Вместе с другим оружием с этих судов подняли сто неплохо сохранившихся мечей. Девяносто из них имеют узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средняя часть сварена из отдельных многослойных узорчатых полос, скрученных в разных направлениях. Средняя длина клинков 75 см при ширине около 5 см, и на них стоят клейма мастеров с германскими именами, но с римскими окончаниями. Такие мечи носят название «спата», а их владельцы римляне «официально» считаются изобретателями узорчатых мечей. Именно германцам многие сотни лет принадлежало первенство в изготовлении классных мечей. Ранние мечи типа «спата» принято называть «меровингскими» - по правящей в то время во франкском государстве династии Меровингов. Конструкция и форма клинков этих мечей первоначально такая же, как и у мечей нидамской находки, да и узоры неотличимо схожи. Начиная с 9-го века правящей уже была династия Каролингов, поэтому мечи франков этого периода именовались «каролингскими». Впрочем, и эти мечи сначала отличались от «спаты» лишь формой клинка и лишь с 11-го века кузнецы постепенно перестали сваривать мечи из причудливо скрученных отдельных полос. Очень интересным в этой связи является одно из сообщений арабского хрониста 10-го века, в котором говорится, что от русов на Восток, вплоть до Багдада, вывозятся прекрасные мечи, которые «можно сгибать пополам и когда отнять, они возвращаются в прежнее положение.» Мечи русов и их самих арабские писатели начинают упоминать в 9-м веке. Так они пишут, что мусульмане раскапывали могилы русов под Бердаа, чтобы достать оттуда прекрасные острые мечи. Но кто такие эти русы, можно ли их считать нашими предками? Вообще-то можно, но с некоторыми оговорками. Даже у арабских хронистов на этот счет разногласие. Одни пишут, что «русы суть племя из славян», другие совершенно четко их разделяют, указывая на то, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазарию и Булгарию и там продают». О происхождении русов, кто они, когда и откуда пришли - на это пока нельзя дать точный ответ. Хорезмийский ученый Аль-Бируни в 10-м веке так описывает мечи русов: «Русы выделывают свои мечи из шапурхана (стали), а долы посреди них из нармохана (железа), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Аль-фулад (литая сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (сплавленным узорчатым металлом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа - шапурхана и нармохана. И стали у них получаться на сварных плетениях при погружении в травитель вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Фаранд же не получается соответственно намерению, но он (его узор) случаен». Аль - Бируни говорит о вооружении русов, что мечи их франкские. Вроде бы все ясно, но есть одна специфическая загадка русских мечей. В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе в 1185 году князя Игоря Святославича на половцев, говорится о мечах и копьях «харалужных», которыми были вооружены русские воины. Загадочные «харалужные» мечи, «харалуг» упоминаются лишь в «Слове…» и еще в «Задонщине» середины 15-го века, а позже при описании оружия используется слово «булат» и другие привычные термины. Вероятно, это произошло из-за постепенного прекращения производства оружия с харалужным типом узора – как раз где-то на рубеже 12-го века. Само слово «харалуг», «харалужный», произошло, как полагают, от тюркского названия узора «кара лыг» - «черный цветок». Отметим, что другое традиционное название «пестро-червячного» узора римских, франкских и норманнских мечей - «розовый (цветочный) дамаск», и вовсе не из-за того, что он розового цвета. После шлифовки и травления сваренных вместе скрученных прутков образуется характерный, состоящий из соприкасающихся полукругов узор, действительно напоминающий цветок с черными лепестками, поэтому названия «розовый», «черный цветок» или «харалужный» даже точнее, чем «пестро-червячный», отражает сущность узора. Тогда и мелкий блестящий узор харалужных мечей объяснить можно. Ясное дело, русские богатыри булатными мечами махали! Вот несколько образцов русских мечей:
Японский меч, это клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабоизогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку, позволяя изготавливать не просто боевое оружие, но настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже в современности. На протяжении примерно тысячи лет форма меча практически не менялась, незначительно видоизменяясь главным образом в длине и степени изгиба в соответствии с развитием тактики ближнего боя. Меч, являясь одной из трёх древних регалий японского императора, обладал также ритуальным и магическим значением в японском обществе. Тати – это длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м. Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. Вакидзаси — короткий меч . С конца XVI века, в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной, в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям. Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто. Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека. На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом. История собственно японского меча начинается в период 794—1185 гг. В результате клановых междоусобиц Япония самоизолировалась от внешнего мира. В X веке окончательно сформировался класс самураев, профессиональных воинов, сражавшихся в то время преимущественно на коне. Мечи этого периода характеризуются длинным клинком с маленькой вершиной. Прямые мечи заменяются изогнутыми, причём, если вначале изгиб делался в районе рукояти при почти прямом клинке, то к концу периода максимальный прогиб сместился в область 1/3 общей длины от конца хвостовика. В соответствии с изгибом оформляется характерным образом вершина меча – киссаки. Киссаки включает в себя остриё с прилегающей областью, отделённой от тела клинка поперечным прямым ребром. Кромка лезвия в области киссаки принимает дугообразный вид (ранние образцы киссаки имели наклонный срез кромки в виде прямой линии). В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.
Вакидзаси
Вакидзаси и катана
Нагината
Танто
Тати Следует заметить, что меч катана японские самураи носили в паре только с кинжалом вакидзаси, а меч тати - с кинжалом танто, причём указанные выше кинжалы применялись и в ритуальных целях, для совершения самураем ритуала сепукку(или как принято говорить харакири, хотя это и не совсем точно).
Пользователи, поблагодарившие mamay01 за это полезное сообщение:
Мачете – длинный, достаточно широкий клинок, пришедший к нам из стран Латинской Америки и предназначавшийся изначально для уборки сахарного тростника или прорубания троп в непроходимых тропических джунглях. Наиболее распространенный вариант мачете имеет размер около полуметра с толщиной клинка всего 3 мм.
Хотя мачете создавалось как орудие труда, впоследствии его стали использовать также в качестве оружия, оно даже было принято на вооружение в армиях некоторых стран.
В настоящее время производители существенно расширили функциональные возможности этого клинка:
наличие зубьев на обухе поможет использовать мачете в качестве пилы; форма некоторых моделей позволяет применять мачете как лопату; в некоторых случаях мачете можно использовать в качестве обычного ножа , топора и т. д. На сегодняшний день существует очень много видов мачете . Одним из наиболее характерных признаков, по которым они различаются, является форма клинка. Наиболее популярные:
кубинское мачете – его клинок не имеет острия и расширяется в центре; среднеамериканское мачете – клинок ножа расширяется к острию, которое в свою очередь загнуто к верху; колумбийское мачете имеет прямой клинок с загнутой головкой; сальвадорское мачете – клинок прямой с прямоугольным и вытянутым вперед острием. На Заходум !
Пользователи, поблагодарившие Дес за это полезное сообщение:
"Среди разнообразия клинкового оружия этот меч выделяется так же сильно, как гоночный автомобиль среди продукции АвтоЗАЗа.
Его видели, пожалуй, все – в музеях, на картинах, в компьютерных играх. Характерная пламевидная форма лезвия дала название этому мечу – фламберг.
Появление фламберга на полях сражений принято объяснять ростом количества и качества доспехов, прорубить которые одноручным мечом становилось практически нереально. На арену выходят чеканы, шестоперы, топоры и, собственно, двуручные мечи, среди которых достойное место занимают и фламберги. Ради справедливости отмечу, что встречались и одноручные мечи с подобной формой клинка, но не так часто.
Клинок фламберга может иметь изгибы как по всей длине, так и приблизительно на две трети. Заточка идет по всей длине клинка, кроме того, изгибы могут быть слегка разведены в стороны, по принципу зубьев пилы. Как и у простых двуручных мечей, у фламбергов, как правило, есть контргарда, а между ней и основной гардой – рикассо, или пята клинка. Рикассо применялось для более широкого хвата, что позволяло улучшить управление мечом и эффективность как выпадов, так и рубящих ударов.
Одно из основных преимуществ фламберга – увеличение силы удара на единицу площади при сравнении с прямым мечом. Конечно, такого эффекта, как при ударе чеканом, достичь не удавалось, но и так неплохо выходило. А при секущем ударе получался эффект, как от пилы, что было уже лишним – доспехи пилы слабо боялись, а для неодоспешенного человека с лихвой хватало и простого удара мечом.
Широкое распространение фламберги получили во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, хотя на полях сражений они начали появляться еще в конце 15-го века. Наемные войска использовали фламберги и другие двуручные мечи, которые быстро стали оружием, окутанным легендами. Ходили, к примеру, разговоры об отравленных клинках, говорили и о том, что обладатель фламберга не мог рассчитывать на пощаду при попадании в плен.
Католическая церковь к фламбергам относилась резко отрицательно. Как и арбалеты, эти необычные двуручные мечи для Рима были вне закона, пользоваться ими считалось преступлением. Впрочем, это не останавливало сотни и тысячи воинов по всей Европе, которые использовали и фламберги, и, особенно, арбалеты.
Эти мечи использовались не только на поле боя, а и в разнообразных церемониях. Внешний вид делал их более чем внушительными, и для торжественных церемоний они подходили как нельзя лучше. Правда, для церемоний мечи, как правило, выковывались не такие, как для боя, использовать их в сражениях было невозможно.
Шло время, оружие развивалось, доспехи становились ненужными. Огнестрельное оружие кардинально изменило картину мира, тактика боя стала совершенно другой. В результате этого фламберги стали бесполезными, как и другие мечи. Сейчас они украшают частные коллекции и музеи, при этом являясь их настоящими жемчужинами. Впрочем, все знатоки согласятся, что это абсолютно заслужено.Олександр Кравченко"
На Заходум !
Сообщение отредактировал Дес - Вторник, 04.06.2013, 19:36
Пользователи, поблагодарившие Дес за это полезное сообщение:
Друзья! В этом посте мне хотелось бы сказать Вам несколько слов об легендарном(реально существующем, или существовавшем), былинном, и мифическом холодном оружии.
Легендарное оружие.
Итак, друзья, в это раз мы с вами немного отступим от темы «холодное оружие» в её чисто исторической составляющей. Я предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в мифы, легенды и былины разных народов мира. На этот раз я вам расскажу о легендарном, и вымышленном холодном оружии. Но начнём мы всё же с реально существующего, либо существовавшего легендарного холодного оружия. Это оружие и доспехи могли существовать в реальности, но всё же большинство из них является только неодушевлёнными персонажами мировой литературы. В список включены знаменитые исторические, легендарные или же вымышленные мечи, которые имеют имя собственное или получили прозвище благодаря своим уникальным характеристикам. Меч милосердия - тупой меч Эдуарда Исповедника, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. По легенде, его острие было обломано ангелом, чтобы не допустить противоправного убийства. Такой тип церемониальных мечей носит название Куртана (Curtana), от латинского curtus, укороченный.
В Японии Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисит) - одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н. э. Согласно анализу меч был изготовлен в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). Одно из упоминаний меча относится к царствованию Императрицы Дзингу , известной своим правлением со времени смерти своего мужа Императора Дзингу и до восшествия на престол сына - Императора Одзин (по разным источникам сын был зачат еще при жизни Императора, но задержался с рождением и появился на свет не через положенные 9 месяцев, а через три года. За это время Императрица успела возглавить успешный поход в Корею и совершить много других деяний. Хроника Никон Сёки гласит: 52 год, Осень, 9 месяц, 10 день. Кутё и другие проследовали с Чикума Нагахико и преподнесли семизубый меч и зеркало из семи малых зеркал вместе со многими другими ценностями. Они обратились к Императрице со словами: «К западу от страны Ваших слуг есть страна Конг-на, где гора Чольсан, на которой берет начало река. Это на расстоянии семи дней пути. К ней нельзя приближаться, но один должен испить этой воды и обрести железо из этой горы, чтобы принести пользу Священному Двору на все века». Меч хранили в некотором небрежении, что очень нехарактерно для японцев. Так что ржавчина покрыла его и надписи золотом сделанные на обеих сторонах меча были открыты заново только в 1870 году. На первой стороне клинка имеется надпись, которая сильно повреждена и местами не читаемая. Приблизительный перевод таков: «На 16-ю луну 11-го месяца, 4 года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч, поразишь 100 врагов. Для достойного властителя. Сделал» ... далее надпись обрывается… На второй стороне клинка имеется надпись: «Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живет звуками августа, сделал этот меч для царя Ва, с надеждой, что он прослужит многим поколениям». Сейчас он хранится в Изоноками дзингу - недалеко от Нары, святилище рода Мононобэ, известного своим мятежным нравом и противлением распространению буддизма в Японии. Как и всякая синтоистская святыня он не выставляется открыто, но его копии можно видеть в самом святилище Изоноками и в других святилищах в Японии и Корее. Так же одним из достояний Японии был Хондзё Масамунэ - лучший клинок работы великого японского оружейника Масамунэ (1288—1328). Исчез при невыясненных обстоятельствах в 1946 г., - одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства.
Мифическое, былинное оружие.
Немногим известно, что легендарный король Артур владел двумя легендарными мечами, Один из них - меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Встречается вариант его имени -Кларент (Clarent). Не путать с Экскалибуром , вторым мечом Артура, полученным им из рук Владычицы Озера.Экскалибур, Калибурн - второй меч короля Артура. Его ножны по преданию останавливали кровотечение. Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина - его держала над водами таинственная рука (рука Владычицы озера) - после того, как он потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором. Однажды сестра Артура, фея Моргана, подговорила своего любовника сэра Акколона убить короля. Чтобы облегчить ему задачу, она выкрала Экскалибур, а также его ножны, которые были магическими и способствовали заживлению ран. Но Артур смог победить врага и обычным оружием. После последней битвы Артура, когда король почувствовал, что умирает, он попросил последнего из оставшихся в живых рыцарей Круглого Стола, сэра Бедивера (или Грифлета), бросить меч в ближайший водоём - вернуть Владычице Озера. Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно (по некоторым легендам - не умер, а был унесён сестрой Морганы, Моргиатой, либо - в других легендах, раскаявшейся Морганой на Стеклянный остров, где спит в хрустальной гробнице). Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд. Согласно другой, его выковали на Авалоне. Археологические находки большого количества мечей «тёмных веков» в европейских водоёмах позволяют предположить существование обычая затопления оружия после смерти воина.
ЗУЛ-ФИКА́Р, Зу-ль-фака́р, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки» (арабск. zul-fikar — "бороздчатый"): в мусульманской мифологии меч пророка Магомета- один из символов ислама. Меч, "пламенеющий" клинок которого имеет волнообразную форму и раздвоен на одну треть длины. Согласно легенде, на второй год после хиджры (бегства из Мекки в Медину), в 624 г., пророк Магомет добыл его в битве при Бедре - с Момбасом аль Хайахи, сыном Альзахамитама. В качестве трофея он захватил меч и подарил его племяннику Али. Отсюда второе название этого оружия - "меч Али" и часто встречающаяся на мечах такого типа надпись: "Нет богатыря кроме Али, нет меча кроме Зул-Фикар" (он же упоминается как скимитар «Решительный»). Не сохранился. Всего у Магомета было 9 мечей.
Дюрандаль - меч Роланда, персонажа многочисленных средневековых легенд и литературных произведений, включая «Песнь о Роланде». По преданию выкован кузнецом Галаном (Мадельгером из Регенсбурга,). Вручен Карлом Великим своему рыцарю после принесения им присяги. Выкован из того же железа, что и меч короля Жуаёз. В рукояти было мощехранилище (кровь св. Василия, нетленный зуб св. Петра, власы Дионисия Парижского, божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии).
Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора - Святогора, и Ильи Муромца. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец — не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков. Корень данного эпитета — «клад…» — обычно связывают со словом «класть», то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Также следует рассматривать другое значение слова «класть», а именно — меч-кладенец одним взмахом богатыря кладёт вражеское войско. Но имеется мнение, что «кладенец» происходит от слова «укладный», что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. По еще одной версии, слово связано с технологией производства, при которой железо закапывалось в землю - через несколько лет низкокачественные куски съедала ржавчина, и оставался металл пригодный для изготовления оружия для знати. В «Сказании о Вавилоне-граде» — он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» — так как он мог рубить сам. Один из вариантов названия от "складываться в коло (колесо)".Такими мечами опоясывались под одеждой - том числе и Илья Муромец , переодевшись каликой подорожным , разгоняет разбойников. Ещё одно имя меча Святогора и Ильи Муромца по разным источникам - "Финист". Даётся в руки лишь такому герою, который может им владеть. Мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдаёт лишь тогда, когда выросший ребёнок в силах его поднять. Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мёртвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мёртвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти. Например, в былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору — как раз впору. Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб опоясывает железная полоса. Оружие, отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье. На мой взгляд очень интересно описывает свойства меча – кладенца в своём романе «Посланник»(Вирус тьмы), написанном в 1994 году писатель - фантаст В. Головачёв. Он представляет меч - кладенец как эффектор некоего поля, существующего вне нашего измерения, могущего мгновенно удлиняться на десятки километров, рубить любые предметы, а так же неких энергетических сущностей, обладающих мощью. В своём романе В. Головочаёв интерпретирует русские сказки и былины по – своему, и на мой взгляд очень удачно и интересно. P.S. Ваш покорный слуга лично прочёл вышеуказанный роман, и его продолжение - "Избавитель", и нашёл эти романы весьма познавательными и интересными.
Мьёлльнир - молот Тора. Доспехи Тора, включавшие Пояс Могущества, удваивавший его силы, и железные перчатки, благодаря которым он мог держать Мьёлльнир. Мегин-гьорд - пояс. Иарнгрейпер - перчатки. Мьёлльнир, мьёльнир или мьёллнир (древнескандинавское Mjöllnir — «сокрушитель») — в германо-скандинавской мифологии молот бога Тора. Лёгок, как перо, но при этом абсолютно неотразим и смертоносен. После метания возвращается в руку метавшего. Мьёлльнир могли поднять только Тор и его сыновья Магни и Сигню. Тор надевал железные рукавицы, чтобы удержать в них молот, и пояс силы, удваивающий силу носящего. Удар Мьёлльнира вызывал гром. Мьёлльнир изготовлен карликами-двергами Броком и Сидри при споре с Локи о мастерстве кузнецов. Молот был признан асами лучшим творением гномов, Локи проиграл спор, и ему зашили рот, так как Верховный Бог Один запретил кому-либо из асов или двергов рубить голову Локи (в споре на заклад Локи поставил свою голову). Одно время был похищен ётуном Тримом, но благодаря хитрости своего брата Локи Тор вернул свой молот обратно. Мьёлльнир — универсальное оружие, жившее своей собственной жизнью: молот то улетал от Тора, то прилетал обратно, а иногда и самому Тору приходилось вызволять свое оружие из плена, им убивали и оживляли. В одной из поездок в Ётунхейм Тор забил своих козлов, которые тянули его колесницу вместо лошадей, а наутро при помощи своего молота оживил их. Амулет в виде Мьёлльнира . Мьёлльнир считался символом Тора. Копии молота были популярными в Скандинавии, люди носили их на шее как амулеты. Также они употреблялись в священных церемониях — им освящали свадьбы. Их подкладывали под кровать молодожёнам, чтобы у них было много детей. После принятия христианства люди долго ещё носили одновременно крест и амулет — копию Мьёлльнира.
Копья.
Аль-Монсари и аль-Монсави — два копья пророка Мухаммада. Амэ-но-нухоко «небесное драгоценное копьё»— нагината богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами, которой они вынули землю из моря. Брахмаданда «дротик Брахмы» — дротик бога Брахмы. Может поражать страны и народы на протяжении нескольких поколений. Вел — божественное копьё дравидского бога войны Муругана Нихонго— принадлежало даймё Фукусиме Масанори, который проспорил его Мори Тахэ, XVII в., песня «Куродабуси». До этого находилось в Императорском Дворце. В настоящий момент копьё находится в Городском Музее Фукуока. Змеиное копьё Чжан Фэя , китайского генерала III в. н. э. Томбогири «Подсекатель стрекоз» — копьё, изготовленное оружейником Мурамаса Иайто, период Муромати. Принадлежало даймё Хонда Тадакац. Имя получило от стрекозы, присевшей отдохнуть на её острие и сразу оказавшейся разрезанной пополам. Одно из трёх легендарных японских копий. Копьё Лонгина, Копьё Судьбы— священная реликвия христиан, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Христа. Место хранения оспаривают несколько храмов. Булатный наконечник рогатины князя Тверского Бориса Александровичабыл одним из важнейших символов власти в комплексе регалий Тверского княжества и одним из главных трофеев похода на Тверь князя Московского Ивана III (середина XV в., Оружейная палата). В древнегреческой мифологии Копьё Афины, от его удара об землю при споре с Посейдоном за владычество над будущим городом Афины выросла первая олива. Копьё Пелея из пелионского ясеня, твёрдого как железо, подаренное кентавром Хироном на свадьбу героя с Фетидой, затем принадлежало их сыну Ахиллу. Чудесное копьё Прокриды, не знавшее промаха.
Копьё Гора, которое благословила богиня Нейт. «Его крючки — лучи солнца, его острия — когти Мафдет» (богини наказания).
Копье Юлия Цезаря, по сообщениям немецких католических миссионеров — очень старый железный наконечник копья, хранившийся в одном из храмов в знаменитом городе поморских славян Юлине (Волине, Йомне или Юмме), который почитался как наконечник копья самого Юлия Цезаря.
На этом мой рассказ не заканчивается... Продолжение следует...
Пользователи, поблагодарившие mamay01 за это полезное сообщение:
Холодное оружие — это оружие, предназначенное для поражения цели (человека, животного, мишени) с использованием мускульной силы человека, и по конструкции является, как правило, простейшим и служит в основном для контактного рукопашного боя. Сегодня я Вам расскажу о ударно-раздробляющем (холодном) оружии, боевая часть которого формирует размозжение мягких тканей и размозжение или переломы костных тканей.
1. Буздыган (от каз. бузды «разрушить», также буздыхан, буздуган, буздурхан)— разновидность булавы, головка которой усеяна шипами (аналог — моргенштерн); чаще имеет несколько приваренных пластин (аналог шестопёр, пернач). Слово, вероятно было заимствовано населением, проживающим к северу, северо-западу от границ Османской империи, после чего проникло в некоторые славянские языки, в частности, в русский язык. В русском языке, согласно словарю Даля, буздыган — палица или трость, с комелем или набалдашником, часто окованным металлом. В районе Приднестровья, этнографически близким к украинским Буковине и Карпатскому региону, буздыганом называли деревянные палицы: молдавские гайдуки устраивали поединки на буздуганах.
2. Булава́ (от общеславянского була — шишка, желвак, ком, набалдашник) — холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами. Различают обычную шарообразную булаву и шестопёр или пернач, к головке которого приваривались рубящие кромки. Длина булавы около 50—80 сантиметров. Булава является вполне логичным развитием палицы. Первые булавы с каменной головкой появились в неолите, с металлической — в бронзовом веке. Это оружие характерно для Древнего Востока. В античном мире оно применялось мало; у римлян булава (клава) введена лишь во II веке. В средние века булава существовала на мусульманском Востоке, в Западной Европе (с XIII века). Булава получила широкое распространение во многих странах в XIII—XVII веках, но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника. До XIX века она служила символом власти и достоинства у турецких пашей, польских и украинских гетманов. У казаков сохранилась до начала XX века под названием насеки, как принадлежность станичных и поселковых атаманов. В XX веке служила знаком отличия Маршалов Польши.
3. Кисте́нь — гибко-суставчатое холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю — било), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью — кистенищем. Благодаря своей дешевизне и эффективности кистени широко использовались в X—XVII веках в Европе и Азии в качестве пехотного и кавалерийского оружия, а в ограниченном масштабе применялись и позднее. Для обозначения разновидностей кистеней также применялись термины телепе́нь, басалы́к. Термин «кистень» иногда применяется для обозначения других типов гибко-суставчатого оружия, таких как боевой цеп и гасило.
4. Перна́ч(пернат) — холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено несколько (до двух десятков) металлических пластин (перьев). Большое распространение получила разновидность одноручного пернача с шестью перьями, называемая шестопёром. С появлением лат шарообразная головка булавы стала почти бесполезной против воина в доспехах. Разрушительную силу удара начиная с XIV века начали повышать с помощью привариваемых к головке пластин. Такое оружие при одинаковом весе и размерах наносит более эффективный удар, чем булава, за счет меньшей площади контакта. Также, в сравнении с булавой, существенно сократилась вероятность проскальзывания удара. Пернач проламывал пластины доспехов и щиты, но не застревал и не заклинивал в них (чем выгодно отличался от клевца, топора и моргенштерна). В XVI—XVII вв. изготавливался длиной около 50 сантиметров и имел железную головку диаметром около 14 см. Существовал одноручный и двуручный вариант пернача. Обычно двуручный европейский пернач имел боевую часть в виде четырёх расположенных под прямым углом друг к другу металлических пластин и был в длину до двух метров. На древке пернач имел кольцеобразные валики, которые служили гардой и опорой для рук. Рукоять часто снабжалась петлей для крепления на руке. Противоположный головке конец пернача мог заканчиваться острым наконечником. Масса, сосредоточенная в боевой части одноручного пернача, — от 200 до 700 г, общая масса — от 0.6 до 2.7 кг. Пернач не требовал особого ухода (заточки, сборки), был долговечен, что делало его незаменимым оружием в дальних походах. Боевая эффективность и сравнительная простота изготовления обусловили широкое распространение пернача (и его разновидностей: буздыхана и шестопера) в XIII — XVI веках в Европе и на мусульманском Востоке (например, уже в XIII веке та или иная разновидность ручного пернача, наряду с луком и саблей, становится одним из типичных вооружений профессионального конного воина в степной зоне Евразии). В XVII веке пернач трансформируется в парадно-церемониальное оружие, символ принадлежности к командно-войсковой элите. Пернач часто использовался как символ власти. У казачьих атаманов использовался как знак власти до гражданской войны в России 1917—1922 гг. На Украине использовался как символ власти полковника, у кошевого атамана (Запорожская Сечь) или у гетмана — булава.
5. Шестопёр — древнерусское холодное оружие ударно-дробящего действия XIII—XVII вв. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено шесть (реже более) металлических пластин — «перьев». Шестопёр появился в XIII веке из многолопастных булав. На этот век на Руси найдено лишь три их навершия. В Европе шестопёры и перначи распространились с XIV века как заимствование либо киевского, либо исламского типа; по крайней мере у венгров распространился и получил развитие именно киевский тип. Первые варианты шестопёра имели общую длину около 60 см и треугольное сечение рёбер. Их вес достигал 400 г. Длиной шестопёр был около 70 сантиметров и держали его обычно одной рукой за рукоять, отделённую металлическим кольцом, выполняющим также функции гарды. Иногда на шестопёре ставился крюк для захвата вражеского оружия. Позднее же перья получают весьма разнообразные формы. Впервые шестопёры упоминаются в I Псковской летописи, где повествуется о победе русского войска под предводительством Щени над немецкими рыцарями в битве близ Гельмета в 1501 году. Как и булава, шестопёр служил также символом власти военачальников. В основном — в странах Восточной Европы: Польше, Венгрии, Русском Царстве и у казаков. Кое-где сохраняет церемониальное значение и в наши дни.
6. Нунча́ку (яп. «нунтяку»; кит. - шуанцзегунь, лянцзегунь, эрцзегунь) — восточное холодное оружие ударно-раздробляющего и удушающего действия, представляющее собой две короткие палки, соединённые шнуром или цепью. Шнур соединяется с палками путём продевания его через взаимно перпендикулярные каналы в торцах палок, а цепь — с использованием металлических крепёжных деталей. Большей популярностью пользуются нунчаки, соединённые шнуром, так как некоторые цепи и их крепления при экстремальных нагрузках рвутся. Половины нунчаку бывают как одинаковыми, так и различными по длине, что диктуется либо предпочтениями владельца, либо высокой необходимостью в холодном оружии. Наиболее популярная версия появления нунчак гласит, что прототипом оружия был цеп для обмолотки риса. Существуют версии, что оно появилось в Китае или в странах Восточной Азии. Различия относятся в основном к длине соединительного звена (у китайских — 20—30 см, у окинавских — ширина ступни, или более распространённый стандарт - ширина ладони владельца). Причинами такой перемены функции были, во-первых, законодательный запрет на ношение какого-либо оружия крестьянам, во-вторых, нунчаки при ударе любой силы не давали отдачи в держащую их руку, что намного удобнее обычной палки. Ряд современных мастеров кобудо придерживается той версии происхождения оружия, согласно которой нунчаки в оригинале представляли собой удила — часть конской упряжки. Существуют также версии о происхождении нунчаков от колотушки ночного сторожа или от инструмента для обдирания коры со ствола бананового дерева (из коры банана на Окинаве делали лучшую ткань). Наконец, ещё одна версия — от авторитетных мастеров Мияги и Икэда, гласит, что оружие, послужившее прототипом нунчак, привезли на Окинаву китайские японцы. Считается, что это наиболее правдоподобная версия, поскольку подобные виды оружия были известны намного раньше в Китае. Учитывая статус холодного оружия в СССР, долгое время нунчаки изготавливались исключительно будоками самостоятельно и для себя, при этом вопрос о законности этого действия у самих изготовителей вообще не возникал из-за фактического запрета восточных единоборств как таковых. Это само собой не позволяло развиться производству и импорту нунчаку, ведь намного проще было найти пару табуретных ножек примерно одинакового веса и сделать их самому. Поэтому, к тому моменту, как за этим перестали следить и на рынок стали попадать серийные образцы оружия, любителями боевых искусств уже был накоплен большой опыт по их самостоятельному изготовлению и образцы, находящееся в продаже, закономерно и поныне пользуются мизерным спросом. Исключение составляют только «безопасные» нунчаки, рукояти которых изготовлены из мягкого материала, что позволяет свести травматизм почти что к нулю, потому как изготовить такие в домашних условиях значительно сложнее (в первую очередь из-за материалов), чем обычные.
7. Морнинг стар, или "утренняя звезда" — бронзовый шарик с ввинченными в него стальными шипами. Использовался в качестве навершия палиц или кистеней. Такое навершие сильно увеличивало вес оружия — сам моргенштерн весил более 1,2 кг, что оказывало сильное моральное воздействие на противника, устрашая его своим видом. Наибольшее распространение получил цепной моргенштерн, в котором шипастый шар соединялся с рукоятью посредством цепи. Хотя использование моргенштерна и увеличивало тяжесть ранений, наносимых противнику, но сильно затрудняло ношение оружия, его шипы мешали точному попаданию, цепляясь за близкие предметы, и часто застревали в щитах или доспехах. По—видимому, именно о нем повествует Стилит, описывая войско Кавада при осаде византийского города Эдесса, в котором персы метали стрелы, арабы направляли копья, а гунны склонили палицы. Моргенштерном также называлась шипастая дубина либо булава с шипастым навершием, описанным выше. Такое оружие состояло, в частности, на вооружении швейцарской пехоты до середины XV века. Благодаря простоте изготовления, моргенштерны были популярны в период крестьянских войн в Германии. Помимо пехотного моргенштерна существовал также кавалерийский, на укороченной рукояти. Некоторые кавалерийские моргеншерны были совмещены с ручными пищалями.
Продолжение следует...
Пользователи, поблагодарившие mamay01 за это полезное сообщение:
"Чапаев пользовался кавказской шашкой, исполненной в азиатском стиле. Изготовлено это холодное оружие было как штатное для легкой русской кавалерии до декабря 1916 года. Шашка скупо оправлена в серебро. В художественном отношении ценности не представляет."(с)
моё уважение и к дню в.разведчика и частей сп.наза.
На Заходум !
Пользователи, поблагодарившие Дес за это полезное сообщение:
Все используемые аудиовизуальные материалы, ссылки на которые размещены
на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и
охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также
международными правовыми конвенциями.
Вы можете использовать эти материалы только в том в случае, если
использование производится с ознакомительными целями. Эти материалы
предназначены только для ознакомления - для прочих целей Вы должны
купить лицензионную запись.
Используемый формат кодирования аудиовизуальных материалов не может
заменить качество оригинальных лицензионных записей. Все записи
представлены в заведомо заниженном качестве.